Маэстро Дживан
Известный джаз-клуб «Синяя птица». Ждем приезда Дживана Гаспаряна – уникального человека, играющего на редчайшем фольклорном духовом инструменте под названием дудук. Перед тем как прийти сюда, я долго вспоминал – слышал ли дудук раньше. Маэстро по ТВ видел, про эксклюзивность слышал. Но само звучание – загадка.
Джаз это джаз, поэтому на клубной сцене выступает
Сергей Манукян со своей группой. К ним присоединился, возможно, чтобы сыграть с
друзьями, Георгий Гаранян. Его саксофон, конечно, хорош. Мастер есть
мастер.
И вот, на сцене Дживан Гаспарян. Дудук выглядит
фантастически. Большой красивый величественный деревянный инструмент. Он зазвучал. Словно одинокий предок заиграл
на далекой горной вершине, где акустика – сама жизнь, а слушают музыку Бог и
природа. Представилась какая-то режущая душу и сердце красота пейзажей святой и
многострадальной земли армянской… Серое и зеленое величие гор, камня,
незыблемой веры…
Послушав игру маэстро, начинаешь понимать –
инструменты древних не даются любому. Надо, видимо, быть человеком особенным. Дживан и есть такой. Кажется, что
энергия его – и есть музыка, которую он играет. Причем, спектр восприятия очень
широк – то явственно слышится фольклорный мотив, которому подыгрывает и
подпевает Сергей Манукян. То, вдруг, кажется, что слышишь мелодию из какого-то
знаменитого фильма. А то, вдруг, так тронет за душу, что хочется понять – о чем
это, что во мне так реагирует на звуки дудука…
Вечер окончен. Дживан Гаспарян уехал в ночную Москву
– у него в начале декабря концерт в
Кремле…
Резюмируя свои впечатления, замечу, что
передать весь смысл, все стороны звучания дудука трудно, лучше услышать самому.
Могу лишь сказать, что оно заполняет пустоту души, словно люди, приходящие в
зрительный зал перед началом спектакля, а потом мелодия смотрит на тебя, а ты – на сцене, а пьеса – жизнь…
Кстати, да простят меня клавишные боги российского
музыкального Олимпа, но кажется, что Сергей Манукян играет лучше многих
своих коллег. Он просто живет музыкой,
и это хорошо видно на сцене…