Мастер
и Маргарита. Кинороман о романе…
В честь юбилея творческой деятельности режиссера
Юрия Кары в одном из небольших залов Москвы был показан телевизионный вариант
его знаменитого, но так и не увиденного нами, зрителями, фильма «Мастер и Маргарита».
Такое вот дорогое арт-вино розлива 90-х. Почему мы до сих пор не увидели эту
ленту, увидим ли вообще и когда именно, можно прочитать на нашем сайте, в
официальном отчете о просмотре. Здесь же
передаю Вам свои живые ощущения от встречи с фильмом, которая состоялась
с опозданием лет на десять.
Первое и главное впечатление – это даже не само
действие: для меня роман навсегда останется гимном родному городу. И, конечно, приятно было увидеть с самых первых
кадров истинные Патриаршие пруды, а не иногородний муляж, пусть даже красивый и
убедительный.
Я ведь помню то время начала 90-х. Тогда еще студент
журфака МГУ, как и многие, болел Булгаковым. Роман романов о Мастере и его
возлюбленной, «Собачье сердце»…
Трудно передать, как все это жило, перемешиваясь в
мягкий городской коктейль, среди старых московских улочек, в уютном центральном дворике alma mater.
Помню и значительно более ранние времена, как в
пионерской комнате школы на Садовом кольце вожатые читали «ММ» в виде вороха
истрепанных машинописных страниц. А мы, мелюзга, против обычного притихшие,
сидели и ловили каждое слово. Ничего не понимали, но монотонный голос старшей
пионервожатой, читавшей сцену у Пилата,
произносил что-то такое важное и красивое, значимое, пригвоздившее на
месте даже нас, маленьких сорванцов. Перемена кончилась, нас выгнали на уроки.
Как в жизни и бывает. Но волшебная атмосфера еще долго жила рядом с нами, почти
в том самом месте города, о котором идет речь в книге...
Летом того же года такие же истрепанные страницы появились на даче. Мне повезло, в каникулярной компании многие были постарше, талантливые ребята и девчонки, смотревшие чуть далее советского списка литературы. Там можно было не только прослушать роман целиком, но и переспросить, если что не понятно – с изрядной долей снисхождения, но терпеливо, объяснят…
Можете представить себе, как ждали фильма Юрия Кара,
о котором слышали сплетни и анонсы, и
который вот-вот должен был появиться на
экранах.
«А как покажут кота? А бал – там же все обнаженные.
А можно ли вообще передать образ Воланда и его свиты, сцены в варьете? Да что кот – можно ли экранизировать роман
вообще?»
Разрешите Вашему покорному слуге ответить самому
себе на вопросы прошлого – МОЖНО. Все оказалось возможно в руках талантливого
человека, талантливых актеров, работавших над одним из талантливейших
произведений. Конечно, нынешние спецэффекты это вам не комбинированные съемки
прошлого, но, поверьте, хорошее кино это как хорошая книга – не важно, когда
была написана. Если неточно цитировать Михаила Булгакова «…возьмите пять любых страниц из любого произведения
Достоевского, чтобы убедиться в том, что он писатель…»
Валентин Гафт в роли Воланда – дорогого стоит, ни прибавить, ни убавить.
Михаил Ульянов – Понтий Пилат, а кто еще другой? Я –
не назову. Можете – поправьте. Только сначала посмотрите фильм…
Николай Бурляев в роли Иешуа настолько убедителен,
что передать трудно. Образ светится именно мягким добрым теплом. Святой нежностью, любовью, пониманием и
прощением, за которыми мы и приходим к Нему, сыну божьему. Его персонаж – не длинноволосый экзотический
хорошо сложенный восточный целитель - актер подобающим образом изображает того,
кого, возможно, в кино показывать и не надо бы.
Анастасия Вертинская – да, это Марго, Маргарита,
верная подруга Мастера, любить так любить…
А вот и ее Мастер – Виктор Раков.
Если уж говорим о нашем городе – нельзя не отметить пряность, интерес от созерцания
образов другого города, вечного. Съемки велись и в Израиле…
Если нормальный показ состоится, желаю приятного просмотра, зритель и
читатель прошлых лет и времен наших. Мир Вам!
Вячеслав БУЦЕНИН