п р е д с т а в л я е т
ОТЧЕТ
О ЗАКРЫТОМ ПОКАЗЕ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ»
12 ноября режиссеру Юрию Каре исполнилось 52 года.
Но именно осенью 1986 года Кара завершил свой первый фильм «Завтра была война»,
который и стал отправной точкой в творческой биографии мастера. Так что в этом
году Кара отмечает 20 летие своей творческой деятельности. К юбилею режиссера
по просьбе продюсеров нового фильма Юрия Викторовича «КОРОЛЕВ» был организован
закрытый показ другого фильма «Мастер и Маргарита», история которого вот уже более 12 лет овеяна мифами
и легендами.
В небольшой зал были приглашены известные журналисты
ведущих изданий России. Перед началом сеанса выступила Ирина Минеева – исполнительный продюсер картины.
- Мы пригласили журналистов, чтобы показать
телевизионную версию фильма «Мастер и Маргарита» - 4 серии по 52 минуты. Это
самый полный вариант картины, которая была закончена в 1993 году. Одна из
серьезных, и пожалуй основных причин, в продвижении фильма на экраны явзяется
проблема так называемых «наследников»
авторских прав Булгакова. Как известно, Булгаков был бездетным и никаких
свидений об усыновлении сыновей А.Е.Шиловского Михаилом Афанасьевичем – нет.
Почему сегодня потомки А.Е.Шиловского и 3-й жены Булгакова стали наследниками
писателя, остается вопросом. Мы готовы сесть за стол переговоров лишь в том
случае, если лигитимность «наследников» Булгакова будет бесспорной. Поэтому мы
и настаиваем на обнородовании и экспертной оценке наследственного дела Елены
Сергеевны Булгаковой.
А вот что рассказал Юрий Викторович Кара по этому вопросу: «В начале 90-х работая в Ленинской бибилиотеке с черновиками
романа Михаила Афанасьевича, я общался с профессором Лосевым, который очень
сожалел, что у Михаила Афанасьевича не было наследников. Булгаков, как
известно, не усыновил детей Елены Сергеевны, и с той стороны до конца 1994 года
никаких претензий не возникало. Поэтому, приступая в 1991 году к написанию
киносценария я точно знал, что произведение находится в свободном доступе. И
лишь позднее, кажется, в начале 1995 года мне позвонил Сергей Шиловский с творческимии финансовыми претензиями к
фильму. Получалось, что в нашей стране закон возымел обратную силу – и авторы,
создавшие фильм в одних юридических условиях, теперь должны отвечать по законам
авторского права нового времени. Кроме того, хочу заметить, что к съемкам
картины мы приступили в довольно сложные экономические условия, в тот момент,
когда Советский прокат тихо «умирал». Я
хотел бы поблагодарить продюсеров картины (кинокомпанию ТАМП) за то, что они до
конца выполнили все свои финансовые обязательства и завершили фильм.»
Трех с половиной часовая версия «Мастера и
Маргариты» – это очень тактичное обращение с текстом первоисточника, это органичное перенесение эстетики москвы 30-х
годов на экран, это выведение двух главных линий романа – Воланда и Человека –
Иешуа и Пилата – и уже потом любовная история Мастера и Маргариты. И только в
конце – все герои сходятся в одной линии, достигая пика булгаковского замысла –
Свобода – вот о чем говорил писатель – и вот о чем нам сказал Кара своим фильмом.
Картина «Мастер и Маргарита», как хорошее вино –
вызревала, вылеживалась и набиралась сил. Все те ситуации, мешающие фильму
выйти, на самом деле играли ему на
руку. Выйди он в 90-х, страна не поняла бы идею экранизации вообще. Все
занимались стяжательством, и восприняли бы фильм Кары, как насмешку над
обществом. В век миллениума фильму бы не хватило спецэффектов, чтобы
удовлетворить избалованного блокбастерами зрителя. И только сегодня, когда люди
истосковались по действительно хорошим и содержательным фильмам, когда русское
кино, наконец, обрело свою дорогу, когда у зрителя обнаружилась ностальгия по
настоящей актерской игре (а не мельканию из сериала в сериал), – только теперь
картина стала выходить из тени, чтобы заявить о себе громко и ярко.
Хотя нет уже в живых Борислава Брондукова и Спартака
Мишулина, умер композитор картины Альфред Шнитке, - но есть пленка, которая все
помнит, и которая каким-то чудом доносит до зрителя ту самую магию, имя которой
- кино.