Правительство Москвы
Комитет по культуре города Москвы
Московский музей современного
искусства
Фонд «Современный город»
Издательская программа «Интерроса»
представляют
УРБАНИСТИЧЕСКИЙ
ФОРМАЛИЗМ
специальный проект 2-й МОСКОВСКОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
«Целью
искусства является дать ощущение
вещи, как видение, а не как узнавание; приемом
искусства является прием
„остранения“
вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий
трудность и долготу восприятия,
так как
воспринимательный процесс в искусстве самоцелен
и должен быть продлен; искусство есть способ
пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве
не важно». (В. Шкловский.
Искусство как прием.)
На протяжении 2005-2006 года с помощью Фонда
поддержки современного искусства «Современный город» была реализована
художественная программа «Урбанистический формализм»,
состоящая из девяти проектов уже известных и в то же время самых многообещающих
авторов. Это инсталляции Антона Литвина, Виктора Алимпиева, группы «Bluesoup»,
Ирины Кориной, Анатолия Осмоловского, группы «Обледенение Архитекторов», Давида
Тер-Оганьяна, Владимира Логутова и Алексея Каллимы в соавторстве с Инной
Богуславской. На протяжении двух лет отдельные проекты программы выставлялись в
залах фонда. В залах Московского музея современного искусства они впервые будут
собраны вместе и представят программу «Урбанистический формализм» в её
целостности.
Московский музей современного искусства, фонд «Современный город» представляют
специальный проект 2-ой Московской биеннале современного искусства
«Урбанистический формализм». Куратор Евгения Кикодзе. Проект будет представлен
на четырех этажах в здании Московского музея современного искусства по адресу:
Ермолаевский пер., 17. 1 марта – 1 апреля 2007 г.
Возвращение интереса к пластическим
законам искусства, к возможностям и пределам самого изобразительного языка
обусловлено стремлением художников создать новый этический манифест, свод
профессиональных правил, которые помогли бы добиться независимого статуса для
искусства в России. Только сосредотачиваясь на внутренних, сугубо
профессиональных проблемах, современный художник способен противостоять
давлению рынка и политики, нещадной эксплуатации визуального искусства рекламой
и средствами массовой информации.
«Урбанистический формализм» — это
третья после исторического авангарда и советского андеграунда попытка
современного искусства завоевать свой статус в России. С середины 1980-х годов
после краха советского диктата цензуры искусство двинулось навстречу новым
социальным требованиям эпохи, однако большие социальные полномочия, которые
тогда получило современное искусство, имели и оборотную сторону: это
«вымывание» художников в другие профессии, упрощение и вульгаризация самого
искусства. Но именно эта сегодняшняя ненужность и маргинальность современного
искусства в России дают художникам необходимую свободу и шанс сосредоточиться
на формулировании собственно роли и смысла искусства как уникального рода
деятельности. Призыв к формализации в искусстве — как императив брандмауэра в
архитектуре, той пустой стены, к которой могло бы примкнуть следующее здание,
той платформы, которая обеспечивает взаимодействие и ансамблевую
состоятельность идей и проектов. Это требование отказаться от ложного ощущения
свободы, знать пределы своих возможностей и, соответственно, работать над их
расширением.
«Урбанистический формализм»
рассказывает о своеобразии современного общества, о формах и структуре
жизнедеятельности крупного мегаполиса. Все инсталляции, его составляющие,
отличает минималистическая сдержанность, сжатость и насыщенность приемов,
которые, при всей своей конкретности, тем не менее, способствуют метафорическому прочтению и поэтической
отстраненности образов. В контексте современной цивилизации, практически
полностью заключающей жизнь современников в рамки урбанизма, формалистический
принцип предоставляет инструмент для описания и анализа новой,
постиндустриальной действительности.
Куратор:
Евгения Кикодзе
Художники:
Виктор Алимпиев,
Алексей Каллима и Инна Богуславская, Ирина Корина, Антон Литвин, Владимир
Логутов, группа «Обледенение архитекторов», Анатолий Осмоловский, группа «Синий
суп», Давид Тер-Оганьян
Церемония
открытия выставки состоится 28 февраля 2007 г. в 19.00 в залах Московского
музея современного искусства по адресу: Ермолаевский пер., 17.
Выставка
открыта в залах Московского музея современного искусства (Ермолаевский пер.,
17) с 1 марта по 1 апреля 2007 г.