Кинопремьера

 

ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ – 3:

НА КРАЮ СВЕТА

 

Описывать сюжет фильма, успешный показ которого идет в столичных кинотеатрах, не имеет ни малейшего смысла. Третья часть «карибианы» - непрекращающийся аттракцион измен, предательства и насильственного захвата власти на водоплавающих средствах. Приоткрою тайну: капитанами судов (правда разных) побудут и лорд Бекетт, и Дэви Джонс, и Барбосса, и Воробей, и Уилл Тернер – джуниор, и Элизабет Свон (!), и еще несколько персонажей, играющих второстепенную роль.

Кстати о ролях. К хорошему быстро привыкаешь. Это я о Деппе. Если в первых фильмах его герой был не просто главным, но, пожалуй, и единственным, то в третьей части его светило несколько затмевает Джеффри Раш. Эпизодическая, но очень колоритная роль отца Воробья – главного хранителя Пиратского Кодекса блестяще исполнена Китом Ричардсом. Другой актерской удачей фильма является Томас Холландер в роли Беккета. Фильм вообще собрал звездный букет: Орландо Блум, Кира Найтли, Джонатан Прайс, Билл Найи, Чоу Юн-Фат, Стеллан Скарсгард, Кевин МакНолли, Джек Дэвенпорт, Наоми Харрис, Маккензи Крук, Ли Эренберг, Мартин Клебба, Реджи Ли, Дэвид Бэйли, Грег Эллис, ДжейБи Блэнк, Марко Хан, Мишель Ли, Маршалл Манеш, Дэвид Шофилд,

 

Противоречий в фильме много…

Противоречий в фильме действительно много. Например, трудно понять, зачем на исходе полутора часов действа исчез Сяо Фень. Зачем губернатору Ямайки следовать за Беккетом? Кто мешал мисс Свон во время дороги из Латинской Америки до Сингапура поговорить с женихом (он утверждает, что с невестой и парой слов не перекинулся)? Или что за странная история произошла между Беккетом и Джеком? О линии Калипсо (Тео Дальмы) я умолчу…

Постоянные предательства и перевороты, конечно, усложняют жизнь зрителя, но эти неудобства не идут ни в какое сравнение с непрерывно множащимся количеством любовных линий. Элизабет и Джек (о намеке сценаристов второй части не следует забывать), Элизабет и Уилл, Элизабет и Джеймс. Для окончательного перехода в штиль мелодрамы осталось добавить лишь линии Элизабет – Барбосса и Элизабет - Дэви Джонс. Но если в качестве Елены Троянской прочно закрепилась мисс Свон, то роль вещей Кассандры по праву принадлежит Тео Дальме. Истории ее бурных и непростых отношений с кэбом «Летучего голландца» посвящено не менее четверти экранного времени.

По сравнению с вышеперечисленными проблемами легкие недоработки режиссера Гора Вербински можно и не разглядеть. После использования пушек, огнестрельного оружия и двадцатиминутного рукопашного боя с «Летучим голландцем» «Черная жемчужина» выглядит так аккуратно, словно музейный экспонат, отреставрированный к очередному юбилею.

 

Не своди глаз с горизонта

Итак, финита ля комедия. Но надолго ли? Разработчики оставили невыстрелевшими такое количество чеховских ружей, что их хватит до грядущего миллениума. Во-первых, финал позволяет отделаться от Элизабет и Вильяма и направить все усилия разработчиков на главного любимца публики. Можно пойти по проторенной дорожке и снять очередной сиквелл: что-то вроде Пираты Карибского моря: Aqua de Vita. Или приквелл. О славном времени капитанства Джека Воробья. Главное, что Джонни Депп, по его собственным словам, готов играть эту роль хоть до пенсии.

 

А если серьезно…

Несмотря на то, что весь Интернет, все кинопорталы и большая часть персональных страниц заполнены сравнениями частей (пока) трилогии, нет на всем белом свете более неблагодарного занятия. Дело в том, что продолжения довольно далеко отошли от первоначального замысла. На место легкой авантюрно-романтической новеллы пришла сага о смерти старого мира и рождении (правда, приостановленном) нового. Итог противостояния между романтичными «джентльменами удачами» и расчетливыми тиранами – дельцами, готовыми к любым альянсам, в том числе и с «демоном» Деви Джонсом, – известен заранее. Особенно забавна сценка чаепития в английской гостиной в составе Дэви Джонса, Тернера и Бекетта. Вербински показательно накажет Бекетта со товарищи (даже адаптированная парочка стражников «Тупой и еще тупее» примыкает к пиратам), но все же … Мысль, озвученная Бекеттом во второй серии, о том, что «Джек Воробей – умирающий вид», проходит красной нитью по всей третьей части.

В качестве бонуса пародируется классика Голливуда. Например, разглядывание Киры Найтли из того же ракурса, что и Мэрилин Монро в знаменитой сцене с задиранием юбки; в прогулке парламентариев по песчаному пляжу явно не хватало музыкального сопровождения в духе Серджио Леоне. В желаниях и фантазиях можно обнаружить режиссерские реверансы и в сторону «Властелина колец» и «Кода да Винчи». В фильме вообще много ироничных визуальных перекличек, но некоторые из эпизодов сняты вполне серьезно. Скажем, массовая казнь изображена в стиле нацистских аутодафе. Или почти гротескная сцена заседания пиратской «большой девятки».

Итак, итог. Великолепные спецэффекты, распадающийся на несколько «я» капитан Джек с многочисленными остротами, культовая музыка Ханса Циммера и нетривиальный для Голливуда конец, наполненный легкой печалью и грустью.

«Пираты Карибского моря» – трилогия-эпоха. После этой феерии пиратская тема будет закрыта надолго. Естественно, если Брукхаймер, Вербински и Депп не решат ее продолжить.

Маргарита ЕРШОВА.

 

 

                    В НОМЕРЕ