Проекты «Фотобиеннале 2008»

на площадках Московского музея современного искусства

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

представляют

Наталья Никитина. «Кладбище коммунизма» в Будапеште

Видео

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» в рамках VII Московского Международного фестиваля «Фотобиеннале - 2008»

Открытие состоится 11 апреля 2008 года в 19:00

в Московском музее современного искусства по адресу: Петровка, 25

Выставка открыта до 11 мая 2008 года  

Очередное иконокластическое цунами, которое пронеслось в конце прошлого века по Восточной Европе, смело большую часть памятников коммунистической эры. Многие из них безвозвратно исчезли, некоторые станут находкой будущих археологов, другие уже сегодня выставлены на всеобщее обозрение в новом контексте.

В Парк скульптуры, созданный Акишем Элиедом на окраине Будапешта, свезены самые разные памятники коммунистической идеологии, на наших глазах потерпевшей крах.

Стилизованный под фронтон античного храма и сделанный из красного кирпича вход в Парк обнаруживает двойную природу этого мемориала – художественную и историческую. В нишах по двум сторонам от входа стоят, как храмовые статуи, усталый пожилой Ленин и неразлучные, весьма условно изображенные Маркс с Энгельсом, приглашая навестить тени уже забытых коммунистических предков. Как напоминание о самоубийце, похороненном за оградой христианского кладбища, стоят на трибуне, на которой венгерские вожди принимали парады, сапоги советского генералиссимуса. Это все, что осталось от памятника Сталину, взорванного в Будапеште во время восстания 1956 года.

В центре Пантеона-Элизиума – красная пятиконечная звезда из живых цветов – точная копия клумбы, долгие годы украшавшей центр столицы социалистической Венгрии. Расположенные вокруг монументы различным вождям пролетариата, малоизвестным революционным героям и неизбежным солдатам и рабочим выглядят как абсурдные парковые скульптуры. Они изумляют тем, что выполнены в разной художественной манере: от символизма, футуризма и дадаизма до соцреализма и минималистского стиля. А одна из скульптур, запакованная в полиэтиленовую пленку, выглядит и вовсе как оммаж Кристо. Удачное использование фрагментов кирпичной стены обеспечивает целостность всей экспозиции, превращая парк в огромную художественную инсталляцию. И не важно, что стена представлена здесь фрагментами только потому, что не хватило денег оградить ею весь парк – искусство внесло свои коррективы в жизнь, еще раз доказав эстетическую правоту руин.

Наталья Никитина

Кладбище коммунизма

 

 

 

http://www.mdf.ru

Официальный сайт Фотобиеннале-2008: http://www.photo-biennale.ru

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

представляют

Гоша Острецов. «Смотри в оба»

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» в рамках VII Московского Международного фестиваля «Фотобиеннале - 2008»

Открытие состоится 11 апреля 2008 года в 19:00

в Московском музее современного искусства по адресу: Петровка, 25

Выставка открыта до 11 мая 2008 года  

И все-таки она вертится!

Галилей

Известно, что главное магическое свойство Джоконды – не столько ее загадочная улыбка, а скорее ее взгляд, который следит за перемещением зрителя: где бы ты ни находился, она всегда будет смотреть на тебя. Моей честолюбивой задачей было сделать произведение, к которому моментально приковывалось  бы внимание зрителя.

Фотография – этот остановившийся момент жизни, пребывающей в постоянном движении – превращает в вечность ту секунду, когда фотограф нажимает спуск на фотоаппарате.

Фотографии подобраны как бы случайно, чтобы подчеркнуть разноплановый калейдоскоп жизни. Все изображения я решил сделать черно-белыми, обратившись к эстетике воспоминания, которые без конца крутятся в голове, и возвращаются к нам снова и снова.

         Гоша Острецов

Пловчиха

 

 

http://www.mdf.ru

Официальный сайт Фотобиеннале-2008: http://www.photo-biennale.ru

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

представляют

Юлия Мильнер. «Universe»

Видео

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» в рамках VII Московского Международного фестиваля «Фотобиеннале - 2008»

Открытие состоится 11 апреля 2008 года в 19:00

в Московском музее современного искусства по адресу: Петровка, 25

Выставка открыта до 11 мая 2008 года  

Юлия Мильнер, запустившая в России мобилографию и первый сетевой он-лайн портал «Click I hope», представляет свою новую работу – видео-проект «Universe».

Предметом изображения стали космические галактики, кольцевые туманности, лунные затмения, пятна на Солнце, газовые облака, солнечный ветер… Точнее, это фотографии Вселенной, сделанные при помощи сложнейшей аппаратуры и техники. Но среди всех космических пейзажей и катастроф вдруг проступают «признаки пола», возникает и оформляется «образ вечной женственности». Обе эти плоскости изображения оказываются слиты настолько, что уже перестаешь понимать, что здесь было сначала, а что потом: человек или космос, космос или человек.

Эротизация космоса в проекте Юлии Мильнер актуализирует какие-то мифологические смыслы и представления – не то древнегреческие, не то древнеиндийские – претерпевающие в век высоких технологий свое второе рождение.

Кувырок фортуны

 

 

 

 

 http://www.mdf.ru

Официальный сайт Фотобиеннале-2008: http://www.photo-biennale.ru

 

Ермолаевский, 17

25 марта – 27 апреля

 

Ли Фридландер / Джим Дайн. Портфолио «Фотографии и офорты». Petersburg Press, 1969

Lee Friedlander / Jim Dine. Portfolio «Photographs & Etchings., Petersburg Press, 1969

Собрание Европейского Дома фотографии, Париж

Проект представлен при поддержке Посольства Франции в России и Французского культурного центра в Москве

 

Джим Дайн «Фотографии. 1996–1998»

Jim Dine «Photographies. 1996–1998»

Куратор: Паскаль Оэль

Собрание Европейского Дома фотографии, Париж

Проект представлен при поддержке Посольства Франции в России и Французского культурного центра в Москве

 

Александр Никипорец «Море волнуется  раз…»

Видео

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» при поддержке компании
Fleming Family & Partners

 

Алексей Кострома «Dolce Vita»

Видео

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» при поддержке компании
Fleming Family & Partners

 

Влад Ефимов «Пылающие вещи»

Куратор: Ирина Меглинская

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» при поддержке компании
Fleming Family & Partners

 

Хана Якрлова «Старшая сестра»

Hana Jakrlova «Big sister»

Собрание автора, Чехия  

Выставка представлена Eric Franck Fine Art, Лондон

 

Владимир Мишуков «Предчувствие»

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» при поддержке Sony Ericsson C902 Cyber-shot

 

 

 

 

Галерея «Зураб»

28 марта – 27 апреля

 

Фернанду Лемуш «В тени света»

«In the shadow of light – photos by Fernando Lemos»

Из собрания Фонда Калуста Гулбенкяна

Проект представлен при поддержке Посольства Португалии в Москве, Фонда Калуста Гулбенкяна и Института Камоэнса, Португалия 

 

Алексей Кострома «Скорость падения»

Куратор: Екатерина Кондранина

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» при поддержке компании Fleming Family & Partners

 

 

 

 

Петровка, 25

12 апреля – 11 мая

 

Наталья Никитина «Кладбище коммунизма»

Видео

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»

 

Юлия Мильнер «Universe»

Видео

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»

 

Георгий Острецов «Смотри в оба»

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

ГАЛЕРЕЯ ЭРИКА ФРАНКА, ЛОНДОН

 

представляют

Хана Якрлова «Старшая сестра» / Hana Jakrlova «Big sister» 

в рамках Московского Международного фестиваля «Фотобиеннале - 2008»

Собрание автора, Чехия

Выставка поддерживается компанией Fleming Family & Partners

 

Открытие состоится 24 марта 2008 года в 19:00

в Московском музее современного искусства по адресу: Ермолаевский переулок, 17

 

 

«Старшая сестра» – это своеобразный публичный дом в Праге. Посетители занимаются сексом бесплатно при условии, что они подписывают контракт, по которому дают разрешение себя снимать. Во всех комнатах установлены веб-камеры, а все, что происходит, показывается в интернете в режиме реального времени. Десятки тысяч людей ежедневно по всему миру наслаждаются «живой» виртуальной реальностью за плату, которую можно внести с помощью кредитной карточки на сайт определенной компании. Проститутки в «Старшей сестре» сами выбрали эту работу, а их клиенты в основном вполне приятные парни.

Я никогда не чувствовала интереса к фотографии-«расследованию». Хотя я ценю и уважаю работу фотографов, способных запечатлеть темные стороны жизни, для меня создавать хронику «невыносимой легкости» и «ключевых моментов» обыденного существования куда более интересно. В «Старшей сестре» особых сенсаций не найдешь: все законно, никакого насилия или издевательства над людьми. Работать там было для меня вызовом, это предприятие заметно отличалось от моих предыдущих проектов.         

«Старшая сестра» – явление во многом характерное для двадцать первого века: все относительно, и в этом есть свои достоинства и недостатки. Как и многие другие, я испытала на собственном примере, насколько интернет изменил жизнь, поставив перед нами новые вопросы, как он сделал ее одновременно и проще, и сложнее. Реальное расстояние больше не является серьезной проблемой. Отношения между людьми, даже самые интимные, стали проще и оживленнее, благодаря моментальной и постоянной виртуальной коммуникации и ощущению близости (иногда обманчивому). Обсуждаются вопросы, связанные с «правдой» и «честностью», хотя порой их и с легкостью игнорируют. Виртуальная реальность стала проблемой, соблазном… и альтернативой.

Отражая нашу жизнь в интернете, «Старшая сестра» наводит на размышления о тонкой грани между виртуальной и «настоящей» реальностью. Мы все осваиваем «сеть» и задаемся вопросами… хотя бы с целью самоуспокоения, что если жизнь – это игровая площадка, то невозможно играть бесплатно. В «Старшей сестре» у каждого может быть свое оправдание, и каждый сталкивается с некими вопросами. Одни ответы находятся, другие все еще лежат где-то там, в огромном киберпространстве. И за это платится определенная цена.

Хана Якрлова

 

***

Биография

Хана Якрлова – чешский фотограф (р. 1969), в настоящее время проживает в Париже, а также подолгу в Праге и Нью-Йорке. Сначала изучала архитектуру в Праге, потом документальную фотографию в Институте креативной фотографии Республики Чехия и в Международном центре фотографии в Нью-Йорке.

В 1997-2003 годах Якрлова много путешествовала по Европе. Результатом этих поездок стал глубоко личный документальный цикл «Европейцы». Альбом фотографий «Тем временем. Европа», предисловие к которому написал Вацлав Гавел, был опубликован в 2006 году как совместный проект чешских, голландских и английских издательств.

Цикл «Европейцы» был представлен на выставке «Чешская фотография XX века» в пражском Музее прикладного искусства и на выставке «Современная чешская фотография» в галерее Лейка в Нью-Йорке. «Европейцы» и другие фото-циклы, сделанные в Европе и за ее пределами («Конец другого места», «Русские праздники», «Священные города: Индия», «Судеты», «Одиночество: Нью-Йорк»), публиковались во многих фотографических журналах и экспонировались в музеях, частных коллекциях и различных учреждениях культуры как на родине автора, так и за рубежом, включая галерею «Камера Уорк» в Берлине, Музей изобразительного искусства в Хьюстоне, Национальную библиотеку Франции, Чешский национальный банк и пражский Музей прикладного искусства.      

В 2005 году Якрлова начала работу над «Старшей сестрой». Увлекшись проблемой того, как интернет меняет нашу жизнь, и желая дать собственный ответ на этот новый вызов, Якрлова стала исследовать то радикальное, неожиданное и всеобъемлющее воздействие, которое он оказал на наше восприятие интимного и частной жизни. Документально фиксируя абсурдные и экзистенциальные «решающие моменты жизни», фотограф создала цикл, который может быть воспринят как символ нашего времени.

Цикл «Старшая сестра» получил несколько наград и был показан на «Арль Ранконтр» в 2007 году. Его также можно было увидеть в Музее фотографии Шарлеруа (Бельгия), и он был опубликован в ряде журналов, посвященных фотографии и искусству.

Цикл «Старшая сестра» будет выпущен в виде отдельного фотоальбома.

Эти работы были включены в ряд известных коллекций и музейных экспозиций в разных странах, включая Центр Фотографии Уилсона, Музей фотографии в Шарлеруа и Музей изящных искусств в Хьюстоне.

 

 

***

Более подробная информация о выставке и фотографии для прессы расположены на сайте Московского Дома фотографии:  www.mdf.ru

Официальный сайт Фотобиеннале-2008: www.photo-biennale.ru

 

Hana Yakrlova. Big Sister

 

 

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

 

представляют

Джим Дайн «Фотографии. 1996-1998»

Jim Dine «Photographies. 1996-1998»  

в рамках Московского Международного фестиваля «Фотобиеннале - 2008»

Куратор: Паскаль Оэль

Собрание Европейского Дома фотографии, Париж

При поддержке Посольства Франции в России и Французского культурного центра в Москве

 

Открытие состоится 24 марта 2008 года в 19:00

в Московском музее современного искусства по адресу: Ермолаевский переулок, 17

 

Джим Дайн, американский художник, живописец, скульптор, гравер, автор перфрмансов, фотограф и поэт, родился в Цинциннати в штате Огайо в 1935 году. В 1959 году в Нью-Йорке он устраивает свои первые хэпеннинги с Клаусом Ольденбургом и Алланом Капровым.

В начале 1960-х годов Дайн создает свои первые ассамбляжи, часто включая в холсты предметы быта: веревки, ботинки, галстуки, инструменты и прочие личные вещи, например, халат – метафору автопортрета. Из-за наличия повседневных предметов в его произведениях Дайна часто причисляют к поп-арту, но художник отстраняется от этого холодного и обезличенного движения, используя в своих произведениях  воспоминания, увлечения и личный опыт.

С 1996 года Джим Дайн увлекается фотографией. Для него это не просто инструмент для объективного изображения реальности, а метод проникновения в подсознательное. Именно об этом говорят изображения чучел птиц, черепов, кукол, а также его стихи, написанные на стене – целое собрание, результат шести или семи лет работы.

«Мои работы – это автопортрет. Даже когда на них нет моего лица, "it's me" – это я.

Я всегда был живописцем. Фотографии я делаю точно так же, как пишу картины. Разница лишь в том, что фотография – прямой путь к изображению. Я как бы зажигаю огонь: фотография дает мне непосредственное соприкосновение с пламенем.

Гелиогравюра породила ворона. Тонкая битумная пыль, которой пользовался Йено Гиндл, когда делал мои гелиогравюры в 1955 году, оказалась тем магическим зельем, которое сделало осязаемой мою «Мечту по имени Север». Она у меня родилась за год до того в Париже, а реализовалась после того, как Гиндл мне показал, как делать гелиогравюры, а один мой знакомый натуралист набил для меня соломой недавно умершего ворона, сделав замечательное чучело. Разве это не символ смерти? Да, это связано со смертью и бессмертием, а почему нет? В этом контексте ворон стал для меня особенным. Я не захотел выйти за пределы его особости, так как не видел в нем ничего общечеловеческого. Этот ворон появился в моей жизни, как рождается ребенок, и общался со мной в реальной жизни. Он даже знал, что меня зовут Джимми».

Из книги «Jim Dine. The Photographs, So Far» (Steidl, 2003)

***

Более подробная информация о выставке и фотографии для прессы расположены на сайте Московского Дома фотографии:  www.mdf.ru

Официальный сайт Фотобиеннале-2008: www.photo-biennale.ru

 

Jim Dine

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

 

представляют

Ли Фридландер и Джим Дайн. Портфолио «Фотографии и офорты». Petersburg Press, 1969

Lee Friedlander and Jim Dine. Portfolio «Photographs & Etchings». Petersburg Press, 1969  

в рамках Московского Международного фестиваля «Фотобиеннале - 2008»

Собрание Европейского Дома фотографии, Париж

При поддержке Посольства Франции в России и Французского культурного центра в Москве

 

Открытие состоится 24 марта 2008 года в 19:00

в Московском музее современного искусства по адресу: Ермолаевский переулок, 17

 

 

Говоря о своем творчестве, Ли Фридландер любит ссылаться на классиков мировой фотографии – Эжена Атже, Уолкера Эванса и Роберта Франка. Однако его работы безошибочно вписываются в художественный пейзаж Нью-Йорка шестидесятых годов, в котором выделялись художники, работавшие в стиле поп-арт – Рой Лихтенштейн, Клаус Олденбург, Джеймс Розенквист, Энди Уорхол, Том Вессельман. Это движение было настоящим социальным явлением, непосредственно отражавшим образ жизни того времени. Опираясь на зрелищную сторону общества потребления, оно извращало не только иконографию СМИ, но и их методы.

Урбанистические кадры Ли Фридландера с наложением противоречащих друг другу планов, несомненно, заинтересовали живописца и скульптора Джима Дайна, только недавно приехавшего в Нью-Йорк и активно участвовавшего в авангардных художественных движениях. Фридландер и Дайн встретились в 1962 году и быстро стали друзьями. Каждый увлекся работами другого, и они стали регулярно обмениваться рисунками и фотографиями.

В 1969 году у Джима Дайна возникла идея создать совместное портфолио. Издательство Petersburg Press дало им карт-бланш на то, чтобы осуществить «что-нибудь, что еще никогда до них не осуществлялось». В «Портфолио N°28/75» (Petersburg Press, 1969) вошли оригинальные серебряно-желатиновые отпечатки,  выполненные Ли Фридландером в Нью-Йорке в феврале-марте 1969 года, и офорты Джима Дайна, сделанные в Амстердаме в июле-августе 1969 года.

Напротив фотографий, выбранных Ли Фридландером, Джим Дайн поместил свои офорты. Между двумя сериями нет никакой тематической или смысловой связи; их сопоставление, хоть и кажется странным, на деле является выражением творческой свободы, свойственной поп-арту – такой, как в Combine Paintings Раушенберга, где в одном произведении рядом находятся предмет и живописная работа.

Фридландер и Дайн подчеркивают связывающую их дружбу и непосредственность их сотворчества. «Мы делали то, что нам хотелось, и оказалось, что это работает», уточняет Ли Фридландер.

 

 

 

***

Более подробная информация о выставке и фотографии для прессы расположены на сайте Московского Дома фотографии:  www.mdf.ru

Официальный сайт Фотобиеннале-2008: www.photo-biennale.ru

 

Friedlander and Dine

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

ФОНД КАЛУСТА ГУЛБЕНКЯНА

ИНСТИТУТ КАМОЭНСА, ПОРТУГАЛИЯ

 

представляют

 

Фернанду Лемуш / Fernando Lemos

В тени света / In the shadow of light

 

в рамках Московского Международного фестиваля «Фотобиеннале - 2008»

 

Из собрания Фонда Калуста Гулбенкяна

Проект представлен при поддержке Посольства Португалии в Москве

 

Открытие состоится 27 марта 2008 года в 19:00

Адрес: Московский музей современного искусства, Галерея «Зураб» (Тверской бульвар, 9)

 

Представленные на выставке фотографии – это всего лишь часть из более чем сотни работ Фернанду Лемуша, выполненных им с 1949 по 1951 годы. Фернанду Лемуш родился 3 мая 1926 года в Лиссабоне, а живет и работает  в городе Сан-Паулу в Бразилии, куда он переселился в 1953 году. Фернанду  появился на свет в одном из домов знаменитой лиссабонской улицы Руа-ду-Сол-ау-Рату, и именно снимок этой улицы стал первой известной работой художника.

Сам Фернанду Лемуш так говорит о себе: «Был студентом, слесарем, столяром, обойщиком, литографом, художником, рекламщиком, преподавателем, ретушером, гайтистом, эмигрантом, ссыльным, директором музея, помощником министра, ученым-исследователем, журналистом, поэтом, членом жюри, экспертом художественных выставок, распорядителем международных мероприятий, оформителем промышленных экспозиций, сценографом, отцом семейства, игроком на бирже. У меня две родины: одна – которая меня сотворила, и другая – которую я помогаю творить. В общем, типичнейший португалец, ищущий лучшей жизни». Как ни старайся, точнее не скажешь.

Фернанду Лемуш – автор большого количества произведений пластического искусства и литературы: с самого начала в нем сочетались наклонности к поэзии и живописи, к дизайну и графике. Никогда Фернанду не чуждался и других, самых разных, занятий, не боялся трудностей, с которыми ему постоянно приходилось бороться, в одиночку или вместе с именитыми сподвижниками, по ту или по эту сторону Атлантики. Фотографии Лемуша сохранили для нас образы его многочисленных друзей, сыгравших столь важную роль в жизни художника, они же запечатлели все разнообразие проявлений его таланта, которому эти знакомства благоприятствовали. 

В творческой биографии Фернанду Лемуша увлечение фотографией занимает очень короткий промежуток времени, но, тем не менее, оно оставило в ней неизгладимый след.  Это увлечение словно бы предопределило все дальнейшее развитие его творчества и весь дальнейший ход его жизни. Всего за три года Фернанду Лемуш выработал собственный, совершенно оригинальный стиль, в котором причудливо сплавились  ритмы жизни, атмосфера общения, излучаемый людьми и вещами свет, несущий с собой необычайную и исключительную ясность, особое притяжение и идеальное проникновение в самую суть бытия.

Но необычнее всего (если не сказать – экстравагантнее) то, что художник не получил ни формального, ни неформального художественного образования. Фернанду Лемуш, действительно, не учился искусству фотографии, так как ему негде было этому учиться, не было даже с кем общаться из опытных фотохудожников: ведь таковых просто не  существовало в Лиссабоне – городе, безвольно вступавшем в десятилетие 1950-х.

Важным оказалось то, что пробудившееся в юном Фернанду Лемуше призвание поэта и художника толкало его на поиски подобных себе творческих личностей. Такие встречи и сближения в конечном счете и стали для него «школой» искусства и жизни. А подтверждением тому служат сохранившиеся фотоработы.

Увлечение фотографией придало жизни начинающего художника упругость и строгость и в то же время сформировало в нем постоянный настрой на экспериментаторство и первооткрывательство в искусстве. Когда задумываешься о том, насколько краток  был этот период, какого беспримерного напряжения сил он потребовал от юноши, сколько богатства и упорства заключает он в себе – просто замираешь от восхищения. Безусловно, творчество Лемуша – один из ярких эпизодов в истории португальского искусства.

Данная экспозиция стала возможной благодаря Фонду Калуста Гулбенкяна, проявившему интерес к творчеству Фернанду Лемуша. Значительную поддержку также оказали Сектор культуры Посольства Португалии в Москве и, конечно же, Ольга Свиблова и  возглавляемый ею Московский Дом фотографии.

Жоржи Молдер

 

Свидетельство № 1

Я родился в Лиссабоне, на улице Руа-ду-Сол-ау-Рату в 1926 году. Переселился в Бразилию в 1952-м. Был студентом, слесарем, столяром, обойщиком, литографом, художником, рекламщиком, преподавателем, ретушером, гайтистом[1], эмигрантом, ссыльным, директором музея, помощником министра, ученым-исследователем, журналистом, поэтом, членом жюри, экспертом художественных выставок, распорядителем международных мероприятий, оформителем промышленных экспозиций, сценографом, отцом семейства, игроком на бирже. У меня две родины: одна – которая меня сотворила, и другая – которую я помогаю творить. В общем, типичнейший португалец, ищущий где лучше. Тех, кто хотел бы узнать о событиях, в которых я участвовал, о премиях, датах, вехах моей политической активности и т.п., отсылаю к специальной справочной литературе.

 

Свидетельство № 2

Для меня опыты по совмещению фотографических изображений были отнюдь не следствием случайного наложения одного снимка на другой, а занятием вполне осознанным.

Моя фотокамера Flexaret еще не была автоматической, что позволяло использовать ролик из 12 кадров размером 6 на 6 как угодно, накладывая по нескольку изображений одно на другое в любых задуманных и обдуманных комбинациях, а на выходе получались десятки вариантов для печати увеличенных копий деталей, обретавших собственную сущность. Иными словами, я не занимался наложением негативов – трюком, столь излюбленным не только фотографами, но и киношниками, и, на мой взгляд, довольно унылым и весьма сомнительным в плане экспрессивности.

Преднамеренная фиксация двух или большего числа изображений на одном и том же пространстве непроявленной пленки позволяет, благодаря принципу каденциальных преобразований, открывать новые текстуры и световые организации – важнейшие элементы для фотоснимка. При этом случайность почти исключается, так как под контролем фотографа и светочувствительность, и позиция по отношению к визуальному полю, и диафрагма, и прочие параметры. Таким образом, ничто не мешает ему попытаться достичь самой изящной и самой свободной пластичности, какая только возможна с точки зрения технических возможностей фотографического оборудования.  В этом нет никакой претензии на переворот, никакого посягательства на величественную и святую традицию фотоискусства. Я ничего не имею ни против фотографов, ни против фотокамер – мне лишь не нравится, когда мастерство фотографа приравнивается к способности бездумно использовать практически безграничные возможности современной фототехники. Еще мне не нравится, что камеры, настолько сложные, что они даже умеют с нами разговаривать, лишают нас шанса, к примеру, просто забыть перемотать пленку и наложить на один кадр два или три изображения.

 

Свидетельство № 3

В сороковые годы мы, тогда еще сюрреалисты, были сильно озабочены так называемой техникой автоматического письма (которая не имеет ничего общего с техникой автоматической съемки с помощью нынешних послушных фотокамер). Автоматическое письмо позволяет извлекать из подсознания архетипы-клише, совмещая их с образами и материей, относящимися к сфере сознания, или используя их изолированно. После первого всплеска чистого автоматизма письмо, как и экспонируемые фото, становилось управляемым, контролируемым, программируемым. В те же годы мы стали проявлять все больший интерес к коллажу – приему наделения изображений на одной основе способностью вбирать в себя другие изображения, выполненные на другой основе, – и, наконец, к технике «сокрытия» (прошу не путать с оккультными практиками), когда, к примеру, уже отпечатанные изображения с полным к ним презрением заливались «китайскими чернилами». В итоге достигалась их демистификация, искупался иронический универсум сходств и/или различий, преодолевалась «многословность» портрета ( ведь от него отсекалось все несущественное).

Все эти техники и все эти переживания связаны для меня с камерой Flexaret, чья кнопка спуска затвора была такой свободолюбивой, такой «неавтоматической», такой всегда готовой превратить ошибку фотографа-любителя в произведение вольного искусства – то, к чему со священным трепетом всегда стремился сюрреализм.

 

Свидетельство № 4

То, что некоторые фотоснимки выполнены вразрез с изложенными здесь соображениями, всего лишь означает, что в своем поиске новых ценностей в области обработки фотографических изображений я не придерживался никаких догм, следование которым раньше считалось обязательным теми, кто был склонен каждого художника оценивать исключительно через призму его соответствия «стилю имярек». Люди, которых я снимал, всегда воспринимались мной как равноправные соучастники творческого процесса. Я исходил из того, что они не должны чувствовать себя ни облагодетельствованными, ни униженными мною; я пользовался одной-единственной лампой, когда съемка велась в темное время, или светом от солнца (которое тоже всегда было только одно), если снимал их днем. На большее  я не мог рассчитывать, так как, во-первых, был беден; а во-вторых, скудость средств была имплицитно оправдана самой этикой сюрреализма – его установкой на простоту и на «долой роскошь», самим процессом блуждания по бессознательному, которое, пока оно сосредоточено в воображении или мечтах (то есть в целостной и единой реальности), сродни богатству миллионера. Но как только мы покидаем эти сферы, чтобы перейти в область сознания (точно так же, как это происходит в камере Flexaret), бессознательное сбрасывает нас в пропасть нищеты, в реальность без ретуши, но зато и без жалоб вроде «потерпи» или «что же мне делать?».

Фернанду Лемуш

Июль 2004.

 

***

Более подробная информация о выставке и фотографии для прессы расположены на сайте Московского Дома фотографии:  www.mdf.ru

Официальный сайт Фотобиеннале-2008: www.photo-biennale.ru

Fernando Lemos. Me (Self-Portrait).  Фернандо Лемос. Я. Автопортрет

 

 

Fernando Lemos. Teresa Corista

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

 

представляют

 

Алексей Кострома «Скорость падения»

Мультимедийная инсталляция

 

в рамках Московского Международного фестиваля «Фотобиеннале - 2008»

 

Куратор: Екатерина Кондранина

Проект представлен при поддержке компании Fleming Family & Partners

 

Открытие состоится 27 марта 2008 года в 19:00

Адрес: Московский музей современного искусства, Галерея «Зураб» (Тверской бульвар, 9)

 

 

Образ скорости в нашем сознании, так или иначе, связан с техникой: сверхзвуковые самолеты, сверхбыстрые поезда, машины, разгоняющиеся до 100 км/ч за 3,8 секунды. Здесь можно поговорить и о скорости строительства в Дубаи, реализующем свои гигантские проекты со скоростью мысли, или, перечитав Даниила Хармса, рассчитать скорость падения старушек из окон и догадаться, кто приземлится быстрее. Так или иначе, в большинстве случаев понятие скорости связано с быстротой, c молниеносностью, с движением. 

Думаю, каждый из нас хоть раз в своей жизни испытывал радость, наблюдая падающие хлопья снега. Кажется, говорить о скорости в этом случае не приходится. О скорости чего? Когда вроде бы ничего не происходит… Мы можем поговорить о скорости падения снежинки.

В 1998 году, собирая коллекцию дождей, мне удалось познакомиться с удивительным человеком, всю свою жизнь посвятившим изучению облаков, туманов и снежинок.

Тамара Александровна Першина была сотрудницей главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова в Петербурге. В первой половине 1950-х годов вместе с другими учеными института она вела исследовательскую работу «О массе снежинок и скорости их падения». Для реализации проекта было необходимо ехать в Мурманск, а затем на Ангару, где долгое время держалась стабильная температура ниже нуля. Т.А. Першина сама сконструировала специальную камеру для наблюдения и ловли снежинок. Используя фотоаппарат ФЕД, при температуре, порой доходившей до -25°С, она часами фотографировала снежинки на открытом воздухе. Сотни 35-миллиметровых пленок или «лент», как она их называла, при проявке открывали удивительный мир гармонии роста кристаллов. Долгие наблюдения через камеру падающего снега и скрупулезно точное фиксирование температуры, времени и массы снежинок позволяли рассчитать скорость их падения.

Как в свое время немецкий архитектор Карл Блоссфельд, Тамара Першина не рассматривала свои фотографии с точки зрения произведения искусства. Помню, предметом ее гордости была открытая ею снежинка уникальной формы – «линза», которую не зафиксировал в своем знаменитом атласе даже японец Накайя. На протяжении десятилетия в изобретенных кустарным способом камерах, она поставила массу удивительных экспериментов. При низкой температуре ей удавалось запечатлеть взрыв капли дождя и начало роста снежинки. С помощью микроскопа она сняла невидимую для человеческого глаза «корону ионного разряда» – легкое электрическое свечение между двумя заряженными каплями дождя. «Так рождаются молнии», – говорила Першина. Но снежинки были ее истинной страстью. Ей нравились кристаллы неправильной формы, которым она давала шутливые названия – еж, запонка, транзистор, пуля.

На этой выставке представлена лишь малая доля титанического труда, который вызывает искреннее восхищение перед человеком-подвижником, посвятившим свою жизнь изучению невидимого.

В рамках названной темы также представлена световая мультимедийная инсталляция «Скорость падения» с использованием сотен презервативов, наполненных водой. В видео использованы фотографии Тамары Першиной «Процесс замерзания капли дождя», 1950-х годов.

Алексей Кострома

 

***

Более подробная информация о выставке и фотографии для прессы расположены на сайте Московского Дома фотографии:  www.mdf.ru

Официальный сайт Фотобиеннале-2008: www.photo-biennale.ru

 

Snezhinki 05

 

 

Snezhinki 06

 

 

 

 

 

В НОМЕРЕ



[1] Музыкант, играющий на гайте – разновидности дудки.