Правительство Москвы                                    

 Российская академия художеств                   

Департамент культуры города Москвы

Московский музей  современного искусства

     представляют:

Живопись Наташи Пархоменко     

и ее отца

Алексея Пархоменко

«Художник и общество»

 

Адрес:

Московский музей

современного искусства,

Петровка, 25 (зал № 34)

 

Выставка открыта:

27 марта – 18 апреля 

 

 

«Художник и общество» – вторая выставка Наташи Пархоменко в Московском музее современного искусства. Ее первый проект «Художник и время», показанный в Музее в 2004 году, был награжден Золотой медалью Российской академии художеств. В новой экспозиции Наташа Пархоменко впервые выступит в роли куратора, помимо собственных работ представив и произведения своего отца Алексея Пархоменко (1911-1987).

Алексей Пархоменко – знаменитый кинохудожник. С 1936 года он работал на «Мосфильме» – сначала в качестве живописца-декоратора, а затем художника-постановщика. Алексей Пархоменко сотрудничал с такими выдающимися кинорежиссерами, как Михаил Ромм, Михаил Калатозов, Эльдар Рязанов, Владимир Наумов, Александр Алов. Среди самых известных картин Пархоменко – «Верные друзья» (1954), «Девушка без адреса» (1958), «Бег» (1970). Кроме того, в 1960-е годы художник много работал в Театре имени Моссовета. Алексей Пархоменко удостоен двух Государственных премий СССР (1950 и 1952) и звания Народного художника СССР (1974). На выставке «Художник и общество» будут экспонироваться его эскизы к кинофильмам и театральным постановкам.

Главная задача выставки – продемонстрировать сложные взаимосвязи художника и общества, которое влияет на его творчество в тот или иной момент времени. Эти связи воплощаются в традиции, в преемственности поколений – именно поэтому рядом со своими картинами Наташа решила выставить произведения своего отца. Чем выше поднимается общество в своем развитии, тем глубже мысль проникает в сферу искусства, наполняет его формой и содержанием. Художник есть совесть общества, ибо он при помощи языка искусства прокладывает путь к природе, к тайнам вселенной.

Пойдя по стопам отца, Наташа Пархоменко начала свой творческий путь с Художественного факультета ВГИКа. Окончив обучение в 1964 году, она  вместе с отцом работала на киностудии «Мосфильм». В 1980-е годы художница неоднократно совершала паломничества в Бурятию, где, по мнению Пархоменко, находится один из «центров мироздания»; это сыграло огромную роль в дальнейшем развитии ее искусства. В 2002 году Наташа Пархоменко покинула Москву и обосновалась в отдаленном бурятском селении.

Своему творческому методу Наташа Пархоменко дает почти научное определение – «биоимпульсная живопись», которая способна воссоздать форму мысли, логический смысл всего сущего. Архетипические абстрактные образы и строгая геометрия форм в работах художницы – это символ вечного разума, эмблема самого мыслящего человечества. Наташа Пархоменко убеждена, что «на языке геометрии ее картин будет говорить человечество будущего».

Алексей Пархоменко: информация о художнике

Составитель: Арутюнян А. Р. , н.с. ММСИ

                                              

1. Биографические сведения

 

Пархоменко Алексей Иванович (1911-1987), художник-постановщик кино, график.

Родился в 1911 г. в деревне Панфилово Западно-Сибирского края. Около 1922 г. П. переезжает в Барнаул, где учится в общеобразовательной школе. С третьего класса П. посещает занятия в городской студии изобразительного искусства. Во второй половине 1920-х гг. работает в театре помощником декоратора.

 

В 1930 г. П. уезжает в Москву по путевке/рекомендации от профсоюза работников театра Барнаула
и поступает на декорационное отделение Московского государственного техникума изобразительных искусств в память восстания 1905 года (период обучения 1930-1934 гг., окончил с отличием). Среди его педагогов в техникуме были К. К. Зефиров, Чеков, Н. М. Чернышев. В 1936-1938 гг. работает декоратором-исполнителем  на киностудии «Мосфильм» (худ. рук. С. Эйзенштейн). В 1938 г. по конкурсу получает первую самостоятельную работу: оформление фильма-сказки «Волшебное зерно». С 1941 по 1945 гг. участник ВОВ.

 

В период 1938-1984 гг. в качестве художника-постановщика П. разрабатывает декорационное оформление порядка сорока кинокартин, производившихся преимущественно на киностудии «Мосфильм». Сотрудничает с М. Роммом, М. Калатозовым, Э. Рязановым, А. Аловым, В. Наумовым и другими режиссерами. Работает над фильмами различной тематики и жанровой направленности. Среди них военно-исторические картины («Падение Берлина», 1950, «Нормандия-Неман», 1960; «Адмирал Ушаков», 1953), лирические комедии и драмы на современные темы («Верные друзья», 1954, «Девушка без адреса», 1958), экранизации балетных спектаклей («Ромео и Джульетта», 1955, «Секрет успеха», 1965) и литературной классики («Скверный анекдот», 1966, «Бег», 1970).

 

Творчество П. не ограничивалось сферой кинематографа. В 1960-е гг. он работает в столичном театре имени Моссовета, где создает декорации для спектаклей «Ленинградский проспект» (1962), «Совесть» (1963)
и «Полк идет» (1967).

 

Помимо эскизов декораций и костюмов к кинофильмам и театральным постановкам, в корпус работ П. также входят станковые произведения, исполненные им в различных графических техниках: пейзажи, портреты, жанровые зарисовки. Целые серии акварелей и рисунков П. создает во время творческих командировок в Болгарию (сер. 1950-х гг., 1971 г.), Францию (1959-1960 гг.),  ГДР (1960-1961 гг.), Турцию (1971), а также в ходе поездок по России и Прибалтике.

 

В 1957 г. П. было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1974 году – звание народного художника РСФСР.

 

Скончался в 1987 г. в Москве.

 

Участие в выставках

В выставках принимает участие с 1934 г. Первая персональная выставка: Москва, 1957 г.
Дальнейшие персональные выставки: Москва, 1962, 1972, 1981 и 1990 гг.; Ленинград, 1982 г.;
Йошкар-Ола, 1985 г. 

 

Участник Всесоюзных выставок художников театра, кино, телевидения, проходивших в Москве в 1967, 1979, 1987 гг., а также многих других коллективных выставок.

 

2. Основная литература

 

Луцкая Е. Л. Алексей Иванович Пархоменко. Л., 1974.

Алексей Пархоменко. 1911-1987. Каталог выставки. М., 1990.

Алексей Пархоменко. Хроника лет…Сост. Н. А. Пархоменко. М., 2005.

 

3. Важные собрания работ художника

Осн. фонд работ П. хранится у Н. А. Пархоменко – дочери художника;

Музей кино;

Московский музей современного искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Пархоменко. Вид Генуи. (1961)

 

 

 

Алексей  Пархоменко. Виденья. Эскиз декорации к балету паганини из фильма «Секрет успеха». (1965)

 

 

Алексей Пархоменко. Дрезден после бомбежки (1960-1961)

 

 

Алексей Пархоменко. Эскиз декорации к кинофильму «Двенадцать могил Ходжи Насреддина». (1967)

 

 

Наталья Пархоменко. Выдох вечности (холст, масло, 1999-2000)

 

 

 

Наталья Пархоменко. Пирамида жизни во весь свой рост (холст, масло, 1999-2000)

 

 

 

Наталья Пархоменко. Стремительное движение по мирозданию. Четвертое измерение (дерево, масло, 1974)

 

 

Наталья Пархоменко. Церковь Покрова Богородицы, Лето 1701 (холст, картон, масло, 1995)

 

  

 

 

 

В НОМЕРЕ