ГДЕ ПАВЛОВ – ТАМ  ПОБЕДА!

Он не был коренным москвичом, родился в Ржеве, в семье дирижера-хормейстера и пианистки-аккомпониатора, но большую часть из своих 64 лет прожил в столице.

Сергей Павлович Павлов, блестящий – в течение 15 лет – руководитель отечественного спорта, председатель Спорткомитета и Национального Олимпийского комитета. Среди его многочисленных правительственных наград Павлов особо ценил медаль  «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Мальчишке было всего 16, когда ему вручили ее. В тяжелую военную годину он работал в госпиталях.

 

В эти дни Павлову, которого считают одним из самых успешных (если не самым успешным) руководителей отечественного спорта за всю его историю, исполнилось бы 80 лет. По этому случаю вспомнить этого легендарного человека, отдать ему должное в Олимпийском комитете собрались его друзья, соратники, те с кем он долгие годы трудился бок о бок. Комсомольское и спортивное тесно переплелось: ведь до того, как по инициативе Леонида Брежнева Павлова назначили отвечать за весь тогда советский спорт, он был вожаком, настоящим лидером молодежи – сначала возглавлял московскую комсомолию, а затем почти десять лет – всесоюзную. Евгений Тяжельников и Галина Горохова, Сергей Арутюнян и Леонид Драчевский, Людмила Балясная и Вадим Саюшев, Владимир Коваль и Виктор Хоточкин…Имена все известные, каждый с разных сторон характеризовал деятельность и человеческие достоинства Павлова. Но общее мнение выразил президент ОКР Леонид Тягачев: Павлов работал на благо авторитета страны, молодежи, во имя спорта, что называется, на разрыв аорты, и потому так рано от нас ушел – в 64 года, а ведь сколько мог еще сделать…

Это действительно была золотая эпоха,  годы с 1968-го по 1983-й. Тогда так и говорили: там, где Павлов – там победа!  За этот период были выиграны летние и зимние Олимпийские игры 1972-го (помните 50 золотых медалей Мюнхена, в том числе в мужском баскетболе), 1976-го и 1980-го годов. Шесть Олимпиад кряду. Но, пожалуй, основное его достижение (сам Павлов считал так): увлеченный идеей собрать главный мировой спортивный слет в Москве, он активно продвигал ее, несмотря на сопротивление в некоторых высоких кабинетах власти, и,  в конце концов, пробил.  Ответ наших спортсменов  был более чем достойным – 80 высших олимпийских наград!

- Все решалось на сессии МОК в Вене, - рассказал один из трех сегодня старейших членов МОК Виталий Смирнов. – Мы привезли с собой контейнер наших традиционных подарков – матрешки, ложки, шкатулки. Купили на месте оберточную бумагу, своя тогда, помните, какая была, и всю ночь упаковывали сувениры. Но не они решили судьбу, а то, как вдохновенно, пламенно, убедительно выступал Павлов в защиту нашей столицы. Раскрою  один секрет, сейчас уже можно, время пролетело. Хуан Антонио Самаранч, тогда президент МОК, настойчиво предлагал Павлову, оценивая его организаторский талант, стать членом МОК. Сергей Павлович столь же настойчиво отказывался: не могу, я же коммунист, привык говорить только правду, как я посмею вас критиковать. Самаранч «сдался»…

Естественно было присутствие на встрече-памяти прославленных космонавтов Алексея  Леонова и Павла Поповича. Попович в те  годы «рулил» нашим боксом в качестве председателя федерации. Леонов же по рекомендации Павлова возглавил общенациональное движение ГТО, которое действительно  стало массовым явлением, способствовало не на  бумаге, а на деле развитию, подъему физической культуры.

- Сергей Павлович, - вспоминал Попович,  – душой прикипел к нам, первому набору космонавтов, мы, молодые летчики, чувствовали это. С Евгением Карповым он часто приезжал в «Звездный», крепко дружил с Юрием Гагариным, после его полета много мотался с ним по миру. Расскажу такую историю, дело было во Франции. В день десятки выступлений, встреч: Юра – о космосе, Павлов – о молодежи. Когда переезжали из Парижа в Бордо, Павлов вдруг увидел, что на парадном кителе Гагарина ни одной пуговицы, все оторвали на сувениры. Как быть? Не волнуйтесь, Сергей Павлович, все поправимо – Гагарин раскрыл портфель и из него вытащил целую горсть новых пуговиц. Сейчас пришьем, и все будет в порядке, я уже знаю, а потому дома запасаюсь. 

Рассказывает Вячеслав Колосков: «Год 1974-й. Я преподаватель на кафедре хоккея в институте физкультуры, только что защитил кандидатскую, и вдруг меня приглашают к Павлову. Что, зачем? Едва с дрожью переступил порог кабинета, как  услышал: переводим тебя в Управление хоккея. А через пять лет… Разгар лета,  строю дачный домик под Звенигородом, вижу, подкатывает серая «Волга» с номерами нашими, спорткомитетовскими - Павлов срочно вызывает. Так я стал начальником Управления футбола. А знаете, на чем «погорел» Сергей Павлович, когда его сместили  с должности председателя и отправили послом сначала в Монголию, а затем в Бирму? Из-за…футбола и своей принципиальности.  «Спартак» тогда вылетел из высшей лиги. Управление забросали письмами и просьбами со всех инстанций – оставить.  Мы на своем – нет. Тогда Москва подключила своего всемогущего партийного босса  Гришина, члена Политбюро. Естественно, он напрямую вышел на Павлова, тот ни в какую, спортивный принцип. В итоге – поехал в Улан-Батор, но «Спартак» все равно играл следующий сезон в первой лиге».

Много еще любопытного услышали побывавшие на вечере. Евгений Тяжельников: «Владимир Семичастный, он до Павлова был первым секретарем, а Павлов – вторым, упорно и безуспешно напрашивался к Сергею Павловичу в гости. Оказалось, приглашать было некуда: семья с двумя маленькими детьми ютилась  в небольшой комнатенке в коммуналке. Скромный был человек».

О таких людях надо помнить, и потому с благодарностью было воспринято сообщение президента Федерации хоккея с мячом Альберта Поморцева об организации со следующего сезона турнира на приз Сергея Павлова, а вице-президент ОКР Владимир Васин объявил о принятом Олимпийским комитетом решении об учреждении именных стипендий имени С.П.Павлова для лучших студентов спортивных вузов страны. Звучали также  пожелание разместить мемориальную доску и установить бюст в здании в  Скатертном переулке или на Лужнецкой набережной,  откуда Сергей Павлович своей неиссякаемой энергией, энтузиазмом заряжал отечественный спорт только на победу. 

Это действительно было бы по заслугам.                   

                                                                                    Михаил  ШЛАЕН.

   

В НОМЕРЕ