Об Одессе
с любовью
|
|
Об Одессе и одесситах написано множество книг: юмористических, исторических, документальных и даже детективных. Город и его коренные жители того стоят, ибо могу с уверенностью сказать - на карте всего постсоветского пространства нет и не будет более уникального явления, чем Одесса. И все же на этом пестром и многоликом фоне книга Ольги Приходченко «Одесситки» не теряется, не растворяется в безбрежном океане современной литературы. Наверное, прежде всего потому, что она «написана сердцем», как сказано в коротеньком предисловии. Да и сама Одесса и одесситы предстают перед читателями в непривычном облике. |
Это не Одесса Жванецкого - веселая и юморная, шумная и неунывающая, над шуточками которой до
упаду смеется вся развалившаяся на куски бывшая советская империя. Ольга Приходченко пишет о послевоенном трудном времени, которое
не обошло стороной и этот цветущий край. Если говорить о литературной форме, то
первая книга Ольги Приходченко - это сборник
нескольких рассказов и повестей, причем имена и биографии героев, больше -
героинь зачастую повторяются, причудливо переплетаясь. Фактически «Одесситки» -
это единый роман о гордых, красивых, с чувством юмора и чувством собственного
достоинства людях, не сломленных судьбой и суровыми обстоятельствами.
Впрочем, есть в книге и сугубо
автобиографические рассказы, написанные от первого лица, - «Моя юность», «Новая
школа», «Рита Евсеевна», «Моя бабушка и ее семена жизни», есть даже рассказ,
где основного персонажа зовут, как и автора, - Олька. Приходченко,
по сути, пишет о себе, при этом главным действующим лицом у нее все-таки
остается сама Одесса - ее улицы, пляжи, сады, театры и памятники...
Запоминается рассказ «Новая
школа». Олька так мечтала, чтобы «лето поскорее кончилось» и «мы могли пойти в
эту великолепную школу учиться. Там был актовый зал, спортивный, еще столовая и
самое невиданное создание человечества - туалеты на каждом этаже с настоящими
унитазами и умывальниками. Ни в каком сказочном сне я не могла представить
такой замечательной школы». Однако радость девочки быстро улетучилась. В ее
классе оказались в основном дети обеспеченных родителей, которые на таких, как Оля, ребят из бедных семей,
смотрят свысока, не замечают. Кроме этого учительница знакомство с учениками
превратила в непонятный спектакль. Нужно было перед всем классом рассказать,
где ты живешь, кто у тебя родители, назвать свою национальность. В результате
Ольке хотелось бежать из этой великолепной новой школы в свою старенькую,
прежнюю, 105-ю. «От этих просторных, залитых солнцем классов, столовой и залов,
от этих шикарных туалетов, туда, где все родное и знакомое, где учителя,
проходя мимо тебя, гладят по голове, поправляя выбившиеся из кос волосы».
Есть у Приходченко
и произведения, написанные от третьего лица, - «Дорка»,
«Одесситки», «Жизнь продолжается, «Маевка», впрочем, они, как потом понимаешь,
тоже автобиографичны, только в них главное
действующее лицо - Дорка - Дора
Моисеевна, ее сын Вовчик, свекровь Нина Андреевна,
соседи по шумной коммуналке. Судьба Дорки похожа на
миллионы судеб советских женщин: муж пропал без вести, свекровь посадили,
ребенок тяжело болен, вдобавок Дору Моисеевну кроме
как уборщицей никуда на работу не берут - во всем виновата пресловутая пятая
графа. В повести «Жизнь продолжается» - самой объемной по размерам и количеству
действующих героев - в центре непростая судьба Надежды, родившейся еще до
революции в обеспеченной дворянской семье. Жизнь Наденьки, по сути, - это
сплошная череда потерь. Вначале она из-за слишком любвеобильной матери теряет
родного отца, потом возлюбленного Юзефа, бесследно пропавшего на фронтах Первой
мировой, у нее умирает маленькая дочка, от нее уходит муж. Судьба Надежды - это
и судьба страны, пережившей волну катастроф, уносящих любимых людей. Не
потеряла Наденька лишь веру и любовь к людям...
Революция, война, голод, нищета...Но все-таки книгу читаешь с легким сердцем, не оставляет она на душе тяжелого осадка, который, как правило, несут за собой чернушные романы и повести. Может, потому, что люди у Ольги Приходченко светлые и чистые, революции и войны не смогли поколебать в них главного - человеческой сути, нравственного стержня. Такова и героиня рассказа «Рита Евсеевна». Рита родилась в Китае, вернее в Маньчжурии. После культурной революции в Китае пришлось думать, куда переезжать. Интеллигентные образованные люди - Рита и ее муж Кива, преподававший языки и собравший уникальную библиотеку, - поверили советской пропаганде, решили ехать в СССР. Разумеется, их обманули, отобрали все имущество, Кива умер от туберкулеза, заработанного в Краснотурьинске, куда они попали после Китая, дочка Лили стала заикаться. Рите Евсеевне с трудом удалось вывезти семью в Одессу. Однако Рита не собирается сдаваться: «Лили заставляет меня жить дальше, улыбаться и рaдоваться жизни назло им всем».
Наверное, автора можно упрекнуть за
некоторую размытость сюжетных линий, литературную аморфность, перегруженность
отдельных рассказов украинизмами и просторечными словами. Но, возможно, именно
в этом - самобытность и неповторимость стиля Приходченко,
особенная его задушевность и искренность. Автору хорошо удаются диалоги,
бытовые реалии, умение подмечать вроде бы незаметные детали, придающие образу
колоритность и живую яркость. Ольга не скрывает в предисловии, что она
непрофессиональная писательница. И в этом, как ни странно, ее сила - она не
скована литературными догмами и стереотипами, ее литература - это сама жизнь.
Несомненная удача автора рассказ
«Турунчук». Он весь пронизан лиризмом -
воспоминаниями о первой любви, о юности, о зарождающихся чувствах. Впрочем,
главное действующее лицо здесь не восемнадцатилетняя студентка Ольга, не ее
разбитная подружка Галка, не сорокалетняя Лыдочка, и
даже не местный покоритель девичьих сердец Вовка Мандрыка. Главный герой - Турунчук-река, о которой, возможно, многие и не слыхивали.
Описывая его, автор находит особые слова, свежие метафоры, оригинальные
сравнения и образы: «Не такой он и широкий, Турунчук,
но есть в нем сказочно-величественное, родное-милое,
в него можно влюбиться, как в человека, мужик он, этот Турунчук».
Любит Приходченко свою Одессу, Турунчук
для нее частичка Родины, и потому Нева у писательницы «болотная девка, крутящая
любовь с финном», Москва-река - богатая купчиха, которая идет на базар - «рожу
разукрасила, а шею помыть забыла». Для Турунчука
автор приберегла и красивую легенду, и красивые образы: «безвестный красавчик-повеса
Турунчук гуляет себе на здоровье по бабам-озерам,
сбавляя всюду своих безымянных детей -маленькие речушки, которые появляются
ниоткуда и исчезают в никуда».
Вообще в небольших рассказах, где
автор не пытается справиться с судьбой многих героев и эпическими
повествованиями об эпохе, образы получаются куда более яркими и выпуклыми,
запоминающимися, как, к примеру, в рассказе «Человек-пароход «Старшина Приходченко». Этот рассказ западает в память картиной
одесских гастрономических изысков - в честь деда Павла Антоновича Приходченко, имя которого будет носить пароход, семья
устраивает праздничный обед, и чего тут только нет на столе: «щука, судачок и красавцы-коробчики, они нафаршированы целиком и в заливном
со свеклой. Второе блюдо с холодцом из воловьей ноги, петуха и мяса...».
Впрочем, по всей книге разносится аромат особенного одесского борща, жареной
рыбы, пирожков, которые тают во рту, и компота из вишен.
Литературная неискушенность не мешает Ольге Приходченко
быть убедительной, колоритно и ярко рисовать жизнь и быт послевоенной Одессы и
ее неунывающих жителей. Наверное, лучше всего о своей собственной книге
написала сама автор:
«Я не профессиональная писательница. Я коренная одесситка. Услышу критику - не
обижусь, буду признательна людям уже за то, что раскрыли и прочитали эту книгу.
Это личное ощущение и видение мира. Как умею - так и пишу. Как чувствую время,
в котором росла и выросла, - так и пишу... Почти все имена, факты, события
подлинные. Фантазии лишь чуточку. Все вместе укладывается в одно емкое слово -
Одесса...»